Общая информация
Задержка психоречевого развития у детей (ЗПРР) – группа расстройств, при которых освоение навыками устной и зачастую письменной речи запаздывает по сравнению с возрастными нормами. При таком состоянии у малышей не хватает словарного запаса, они не способны к экспрессивной речи. О ЗПРР говорят, если в 2 года ребенок не произносит слов, а к 3 годам у него не сформирована связная речь.
Оценкой степени нарушений и лечением задержки психического и речевого развития у детей разного возраста занимаются детские неврологи, логопеды, дефектологи, медицинские психологи при участии педагогов и родителей.
ЗПРР – термин и понятие, находящееся на стыке детской неврологии и логопедии. Диагноз «задержка речевого развития» впервые выставляется детям младше 3–4-х лет, если малыш осваивает родной язык гораздо медленнее своих сверстников. При этом состоянии задерживается формирование всех компонентов:
звуков, свойственных раннему детскому возрасту;
запаса слов;
построения грамматической конструкции;
построения фраз;
связной речи.
Частота подобных нарушений достигает 10%, проблема чаще возникает у мальчиков. Такая патология затормаживает и возрастное формирование психики у детей, поэтому этот диагноз обозначается как ЗПРР, что означает задержку психоречевого развития у ребенка.
Проблема с недоразвитием речи – пограничная, в лечении и реабилитации таких детей в равной мере принимают участие врачи, логопеды и медицинские психологи.
Классификация и патогенез нарушений развития речи у детей
Существует три критичных периода развития речи с точки зрения неврологии, в течение которых наиболее высока вероятность появления нарушений:
с 1 до 2-х лет – при неблагоприятных условиях развивается алалия (грубое недоразвитие или полное отсутствие речи);
3 года – под воздействием повреждающих факторов возникает мутизм (отказ от речевого общения) или заикание;
С 6 до 7-ми лет – после тяжелых заболеваний возможно развитие детской афазии или утрата ранее сформированной речи.
Педагоги и логопеды в основном используют иной вариант классификации, который предусматривает выделение трех групп детей с различными нарушениями:
в группу первого уровня входят малыши, которые не говорят вообще или произносят отдельные простые слова;
в группу второго уровня включают ребят, которые предпочитают общаться короткими фразами с минимальным набором слов;
в группу третьего уровня входят дети, умеющие выстраивать длинные предложения, но при этом допускающие массу разнообразных ошибок (например, путают согласование слов по падежам, окончаниям, не используют предлоги и союзы, меняют местами члены предложения, создавая неестественные конструкции и т.д.).
Развитие речи в норме
Ребенок в своем формировании проходит определенные, напрямую связанные с возрастом, этапы становления речи. Первый крик слышен в течение минуты после рождения.
На первом году жизни малыш проходит подготовительный период:
гуление – с 1,5 до 2-х месяцев;
лепет – с 4-5 месяцев;
лепетные слова – с 7,5-8 месяцев;
первые слова – у девочек с 9-10 месяцев, у мальчиков с 11 месяцев или 1 года.
В 1 год в норме малыш умеет произносить около 10 простых слов («мама, папа, дядя, баба») и отлично понимает обращенную речь. Ребенок не назовет, но может принести или показать обыденные предметы: мячик, ложку, чашку и т.д.
В полтора года или 1 год 8 месяцев происходит скачкообразное использование слов, которые находились в пассивном запасе (то есть, ребенок понимал значение, но не мог произнести). Такое событие называется «лексическим взрывом».
Скорость формирования активной речи варьирует у разных детей, но существуют конкретные ориентиры:
в полтора года должен быть указательный жест пальцем и полное понимание обращенных слов;
в 3 года должна быть связная речь (мы идем к бабушке, в зоопарке живет слон и подобное).
Отклонения в ту или иную сторону допускаются небольшие: для девочек на 2-3 месяца, для мальчиков на 4-5 месяцев.
Общий словарный запас в норме составляет в 3 года от 500 до 800 слов, в 4 – от 1000 до 1500.
https://igis.ru/blog/item-21323